Завет старца Адриана


Благочестивый читатель! Перед тобой еще одна книга о Святом Писании. О Евангелии написано множество книг. Среди их авторов и знаменитые проповедники, и Святые Отцы, и известные ученые-библеисты. Почему же появилась эта книга? Дело в том, что Евангелие - книга на все времена и для всех людей. Проходят тысячелетия, а эта Книга не только не стареет, но в каждом поколении приобретает свое особое звучание. Богодухновеный текст как бы наполненен целым букетом смыслов и оттенков, которые устремлены к слушающим его, причем, исторический аспект, т.е. обращенность речи Спасителя, или повествования евангелиста к конкретным персонажам их эпохи может быть один, - именно его изучают чаще всего ученые библеисты, - к пастырям Церкви текст поворачивается новой стороной, а к мирянам будут обращенны какие-нибудь третьи смыслы. Смыслы эти меняют очертания в зависимости от места и аудитории, Евангелие находит порой объяснение политическим события или мелким приходским ситуациям. Не всегда эти смыслы удается уловить. Не всегда наверно и нужно искать их. Нужно особое молитвенное состояние, чтобы евангельское поучение зазвучала тема сегодняшнего дня. В пастырьской практике это чаще всего происходит во время служения Божественной Литургии. Когда священник служит без диакона и сам читает Евангелие, то именно тогда, предуготовленный к Евхаристии, с очищенным сердцем напоенным пением антифонов и тропарей, священник часто осеняется особым пониманием евангельского текста. Наверно именно поэтому, еще при прохождении диаконского служения, всякий раз после прочтении Евангелия, я ощущал духовный подъем, просветление ума, и сподоблялся иерейского благословения сказать Слово к прихожанам храма пред принятием Святых Христовых Таин. Мои евангельские проповеди приобрели еще более глубокий смысл, когда я оказался на приходе в рабочем поселке, в котором последнего священника видели накануне войны, храм был разрушен тогда же, и людей приходилось обучать самым азам православной веры. Оказавшись на беседе у Псково-Печерского старца архимандрита Адриана(Кирсанова), я спросил: «Что делать? Посоветуйте, батюшка!» Ответ старца был прост и мудр: «Каждый раз говори проповедь на тему прочитанного Евангелия». И с тех пор с упованием на вразумление Божие подхожу к порученному мне труду проповедника и не разу не упускал такой возможности на своем приходе. И по милости Божией получаю просимое, т.е. многое из того, что кажется в евангельском тексте многозначным приобрело для меня отчетливый актуальный смысл. Чтобы не забыть за суетой дел, стал отмечать для себя в виде кратких резюме основные мыли своих проповедей. Так и составилась эта книжка.
Сразу замечу, что это не сборник проповедей. К своему прискорбию, сам я чужих проповедей почти не читаю, а потому и не предлагаю читателю текста своих выступлений. В проповедничестве присутствует элемент красноречия, который уместен для усиления воздействия на слушающих, но сильно теряет силу, а порой придает некую фальшивую помпезность, будучи перенесенным на бумагу. Текст представляет краткие толкования, возникших в процессе богослужебного прочтения Св. Писания. Всякий раз это был экспромт.
Вл. Антоний(Блум) рассказывал, что всякий раз он говорил поучение на евангельский текст именно так, экспромтом... и лишь однажды Господь не посетил его своим вразумлением. В тот раз владыка вышел и попросил чтобы присутствующие помолились о нем, т.к. Господь не послал ему Слово. Вообще, от разсуждений на эту тему в уме всплывает эпиграф из Мейстера Экхарта, который поразил меня в молодости своей нагловатой самонадеянностью: «Это - я, Мейстер Экхарт, от которого Господь никогда ничего не скрывал». Истинный христианин, а тем более пастырь христианской Церкви в осознании того, что всякое «слово благое» исходит из его уст только милостью Божией, смиренно молит Создателя своего: «Вразуми мя, и и испытаю закон Твой и сохраню и всем сердцем моим"(Пс. 117, 34) и да исполнится Твоя святая Воля!

С этим упованием на Божие Благословение, помолясь приступим.


о Евангелии...