У купели Вифезда(Ин. 5, 1-15)


В четвертую Неделю после Пасхи на литургии возглашается широко известный евангельский текст о расслабленном. Он входит в чинопоследование водосвятного молебна, и в тех храмах, где по усердию прихожан такие молебны совершаются часто, этот текст всем хорошо знаком. В нем рассказывается о человеке расслабленном, т.е. парализованном, который лежал возле купели Вифезда и ожидал исцеления. Раз в год ангел Господень спускался с Небес и приводил воды в движение, и тот, кто первый опускался в этот момент в воду получал исцеление. Сам бедняга никак не мог добраться до купели первым, и вот он видит Христа. Расслабленный просит, чтобы Христос поднес его к купели, если начнется движение воды. И вот парадокс: перед ним стоит Тот, Кто является источником всякого чуда, Кто является причиной всякого исцеления; Тот, кто посылает этого самого ангела, а он надеется на действие воды, а не Бога. Вот что делает с человеком духовное ослепление. Тема расслабленного, как никогда актуальна и в наше время - время, когда многотысячные группы паломников устремляются ко всякого рода святым источникам, забывая о том, что рядом с ними стоит, незримо протягивая к ним руки Сам Христос. Он здесь, рядом с нами, в молитве нашего сердца, которую Он слышит, в Чаше с Телом и Кровью Христовой в ближайшем храме. Но как сказал однажды Он сам: «никакой пророк не принимается в своем отечестве»(Лк. 4, 24). И едут, (особенно это модно нынче у москвичей) на источники, то в одну местность, то в другую. Не скрою, братья и сестры, что когда я покидал Вознесенский Собор в г. Твери, чтобы начать служение в здешних краях, добрые старушки, по простоте сердечной так беспокоились обо мне: «Батюшка, а в тех местах источник есть?». «Нет», - отвечал я. «А ты копай, батюшка, копай!» - говорили мне они. И эта забота была искренней.
Но что же такое источник? В первую очередь, это природный выход воды на поверхность. Часть ландшафта, такая же, как роща, дубрава или гора. Но не с теми же ли культами священных дубрав и рощ, не с этими же кумирнями на горах, боролся когда-то пророк Божий Илия, когда народ Израиля при потомках царя Иеровоама оставил веру завещанную Господом и впал в грех язычества? Не этим ли рощам, рекам и ручьям поклонялись наши языческие предки, пока их не просвятила Христова вера. Сейчас языческие полу-оккультные настроения появляются во многих слоях общества, в том числе и церковного. И некоторые, к сожалению, не видят в этом проблему, забывая, что по слову Псалмопевца «вси бози язык - бесове»(Пс. 95, 5), а потому любое заигрывание с язычеством не невинная дань традиции, а служение этим бесам.
Я вспоминаю свою первую паломническую поездку, когда настоятель храма, который стоял напротив моего дома, без обиняков спросил меня: «Ну и за чем ты поедешь? Разве ты усвоил тот набор благочестивых навыков, который тебе предлагает твой храм?» И знаете, он был прав. Нужно ведь в первую очередь научить себя жить на своем приходе, посещать во все воскресные и праздничные дни храм Божий, приобрести навык глубокого покаяния перед исповедью, стать регулярным причастником Св. Христовых Таин.
А паломничества? А я и не говорю о том, что они не нужны. Они не только нужны. Но и необходимы, т.к. мы живем в суете мирской, но есть островки Божией Благодати, где не смолкает молитва, где можно поучиться как жить по христиански, не пустословя и не ленясь, проводя дни в сосредоточении и молитве. Я имею ввиду наши прекрасные православные монастыри. Возвращаешься из такого монастыря с четким ощущением, что побывал в Царстве Божием и по-настоящему понимаешь, что такое Святая Русь. Помните, что не источники спасут нас, а Христос. И если Христос прикоснулся к твоей душе, не спеши окунуться в ледяные воды купели. Берегите Божию благодать, собирайте ее в сердцах своих, как учил прп. Серафим Саровский, в этом залог нашего спасения. И да поможет нам в этом Господь и Матерь Божия.


о Евангелии