В дни памяти преподобных, т.е. святых прославивших Бога в монашестве, Святая Церковь предлагает нам к размышлению текст Евангелия от Матфея, в котором переплетаются две взаимосвязанные идеи - идея «узкого пути», приводящего нас к Господу в его Небесные Обители, и предупреждение о «ложных пророках». Заканчивается отрывок предупреждением: «Не всякий говорящий мне: «Господи, Господи» войдет в Царствие Небесное». Сегодня этот простой текст кажется современному читателю и странным, и сложным. Куда как понятнее столь любимый протестантами «Верующий в меня спасен будет». Единство веры как бы уравнивает всех верующих в правах. Действительно, зачем священники, зачем Святые Отцы, когда достаточно поверить в Евангелие и ты тоже свят! Ты тоже пригоден к проповеди, приравнен к апостолам, а значит можешь, как они, принимать дары Святого Духа. Так рождаются харизматические секты. Приходи и говори «на языках», «благовествуй», никто тебе не помешает, ибо «Бог любит всех, а не только православных». Тебе скажут еще, что в Библии сказано «Дух дышет где хочет», и не подчиняется попам. И великая гордыня маленького существа сотворит из тебя «апостола», а на деле - того самого лжепророка, о котором и говорится в нашем евангельском отрывке. И будет такой «апостол», такой «лжепророк» восклицать «Господи, Господи», а войти в Царство Благодати не сможет. И действительно, они и не могут войти в Царство Благодати, так как сами себя отделили от Него, т.е. от Церкви, хулят Ее, постоянно и тщетно ищут «пятна на Солнце».
А что же в этом отношении надлежит делать нам? Прежде всего, ценить Православную Церковь, как драгоценный дар нам, простым людям, тварным существам, от Бесконечного и Всесовершенного Бога. Часто в спорах о Святом Писании поднимают вопрос о богоизбранности. Люди размышляют на тему, в каком смысле был богоизбранным еврейский народ? Богоизбранны ли христиане? Как подобное касается каждого из нас, ведь наши способности различны: кто-то имеет музыкальный слух, а кто-то рисует картины. Другой является дивным мастеровым, а третий с детства тих и самоуглублен, и в зрелом возрате становится сосредоточенным молитвенником за мир. Не свидетельствует это о том, что каждый из нас избран к своему конкретному делу, и что духовность - это тоже призвание?
Конечно же люди все рождаются разными, а со временем эти различия ве возрастает. Так мудро устроил Господь, чтобы своими различиями мы дополняли друг друга и тем создавали полноту Промыслительного Бытия. Если бы это было не так, то человечество превратилось бы в муравейник, где все определено слепыми инстинктами и все равны, как деревянные солдаты Урфина Джуса. Но разнообразие тоже ограничено определеннными рамками. Есть вещи которые должны быть у всех, и без которых мы престаем быть людьми. А потому и в религии есть грани, преступая которые мы можем впасть в ересь, отпасть от Церкви и потерять связь со Христом. Эти грани во многом уже определены, и эти определения называются христианскими догматами. За пределами догматов уже нет благодати. Потому и равнять Православие с какой-либо другой верой нельзя. Если нам безразлична наша вера, если мы готовы говорить о равенстве Православия с ками-то еще конфессиями, то спросим себя строго: почему мы православные? Если по стечению обстоятельств( дескать, бабушка у меня была православная, а я бабушку сильно люблю!), то любим мы не Бога, а наши обстоятельства(бабушку!), и грош цена нашей вере! Если мы считаем, что вправе обсуждать определенные догматические уступки, спросим себя: «Догмат - не закон ли это Божий?» И если это Божий закон, описывающий духовные реалии также, как физика или химия описывают реалии материального мира, ка смеем мы этот закон упразднять. Бог создал, открыл через благодатное действие Св. Духа Св. Отцам, те утвердили на Вселенских Соборах, а мы упраздняем. Не война ли эта с Богом? Ни хула ли это на Духа Святаго, которая, как известно, не простится человеку ни в этом веке, ни в будующем?
Эта хула на Святаго Духа называется Экуменизм. Экуменизм, это совместное чаепитие, или дружеская богословская беседа. Хотя помнить слова о лжепророках наш непременный долг. Экуменизм начинается тогда, когда мы соглашаемся, что Православие - одно из многих... Не могут быть равны Церковь и ересь. Ибо тогда и Вера Православная приравнивается к ереси. Вот как опасно может быть экуменическое «прекраснодушие».