Мф. 7, 21-23(зач. 23) «Не все говорящие мне «Господи, Господи» вни дут в Царствие Небесное» и 1 Кор. - о любви.

Как часто бывает, что слова Спасителя содержат в себе целую систему глубочайших смыслов, которые помере того, как человечество промыслительно движется по предначертанной Господом стезе «от Бытия к Апокалипсису», преобретают актуальность и дают нам пищу для ума.
«Не всяк глаголяй ми: «Господи, Господи», внидет в Царствие Небесное...» - предупреждает нас Христос. Слова действительно пугающие! Оказывается, что не достаточно лишь одной веры во Христа, как то думают протестанты. Не достаточно и призывания Его имени, как думают имяславцы. Было такое ошибочное учение в Православии, утверждавшее, что Имя Божие - это и есть Бог . Не достаточно оказывается и самой молитвы. Да, да! А что же это как не молитва, как не зов о помощи - «Господи, Господи!»
В чем же дело? Не мудрствуя лукаво, продолжим чтение. «Многие рекут Мне в тот день(т.е. в день Суда Господня): «Господи! Господи! Не Твоим ли именем пророчествовали? Не Твоим ли именем изгоняли бесов? Не твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда скажу им: Никогла не знал Вас! Отойдите от Меня делающие беззаконие!»
Страшные слова произносит Христос. Куда там нам с нашими немощами! Мы и молиться-то толком не умеем, мы и крестное знамение накладывем на себя редко и кое-как, без страха Божия. Мы позор христианам и уничижение людей! А Христос предупреждает великих мужей и жен! Пророков! Они ведь говорят: «мы пророчествовали!» Чудотворцев! Они творили чудеса... Он предупреждает даже тех, кто произносил имя Его, и бесы бежали пред их лицом! Даже они под угрозой, даже они могут услышать строгое: «Не знаю вас! Идите прочь от Меня в гейену огненную!» Если мы, немощные, подобно апостолам, спросим Христа с недоумением: «Кто же тогда может спастись?», то Он ответит нам: «У человеков невозможно, но возможно у Бога!». Но давайте припомним место в Священном Писании, где также перечисляются дары пророчеств и чудотворений и эти дары оказываются не самым важным для души. Это место знаменито - у апостола Павла 1-м в послании к Коринфянам, там, где он говорит о любви. Перед тем как рассказать, что такое любовь, он говорит о различных чудесных способностях первых христиан: «Бог поставил в Церкви Апостолов, пророков, учителей, иным дал силы чудодейственные, дары исцеления, вспоможения, говорения «на чужих языках». Перечислив все это, апостол Павел спрашивает: а хорошо ли чтобы у всех нас это было? Хорошо ли, если все будут апостолами, целителями и будут говорить на языках?
- Нет! -отвечает он. - О другом надо стараться! И это другое, которое апостол Павел называет «большим» всех даров, это и есть любовь(1 Кор. 12, 29-31)! Апостол более того указывает, что без любви духовные дары обращаются в ничто! Ни исцеления, ни пророчества, ни дары чудотворящей молитвы(ап. Павел говорит о такой молитве, что и горы может переставлять!) - все это без любви - ничто! «Нет в этом никакой мне пользы». Эти слова на дают детальную расшифровку слов Христа, о том, что мало быть чудотворцем, мало возносить молитвы, мало говорить «Господи, Господи!», - нужна любовь.
Нужны ли Богу чудеса? Спросим по другому: нужны ли Богу чудеса, которые Он сам творит, по нашей просьбе. Помните ли фразу: «без Мене не можете творити ничесоже»(Ин. 15, 5). Даже святые, получившие силу чудотворить и прозвище чудотворцев, «без Него не могут творить ничесоже». Т.е. все это творит Бог. И нужно ли Ему это? Нет. Ему это не нужно. Это нужно нам, чтобы поддержать нашу веру, прибавить нашим молитвам немножко силы и духа, чтобы укрепить нас накануне тяжелых дней. Именно укрепить, потому и издревле появление мироточивых икон считалось не поводом для ликования, а призывом к покаянию, и предупреждением о надвигающихся бедствиях. Нам малодушным Господь в укрепление веры посылает чудеса, а праведникам... Праведникам достаточно утром встать и посмотреть на рассвет, послушать птиц, увидеть, как растет трава, и они с благоговением принимают все это как свидетельство непоколебимого торжества Господа, прославленного в симфоничеческой гармонии Его творений. Итак, Богу чудеса не нужны. А что нужно ему? «Даждь ми, сыне, твое сердце!»(Пртч. 23, 26) - говорит нам Он. Разве в этих словах не о любви, которая и есть первая и последняя заповедь Бога человеку? Первая - в смысле главная, а последняя - та самая заповедь, которую Господь заповедал своим ученикам, когда Он уже готовился идти за нас на смерть: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга»(Ин. 13, 34).
Вот где тайна нашего спасения. Скажем так - одна из тайн. Надо приобрести любовь. Чистую, которая не завидует, которая все терпит, которая не ревнует и не ищет себе лучшей доли и не иссякает никогда. Такой совершенной любовью возлюбил нас Творец, такая любовь есть не только символ, но воплощение Голгофы, есть Животворящий Крест, «бремя легкое», которое нужно взять на рамо(т.е. на плечо) и последовать за Христом.


о Евангелии...